В Клинике мечтают о Сибири

Автор: Максим Абрамович

Подборка с образовательными программами от российских журфаков и Высших школ журналистики. Благодаря этим проектам студенты развивают прикладные навыки: издают книги, обновляют внешний облик газет и тренируются находить фейки. Мы поговорили с представителями вузов и узнали, как выстроен учебный процесс. 

 

ЛАБОРАТОРИЯ РЕДАКЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДЕЛА, Томский государственный университет

Лаборатория существует 25 лет, в ее портфолио около ста работ. Злесь придумывают новые издания, разрабатывают шрифты, создают макеты газет. В лаборатории работают как студенты, так и профессионалы – журналисты и дизайнеры. Руководитель — Илья Мясников, декан Высшей школы журналистики ТГУ. 

Из всех проектов лаборатории Илья Юрьевич выделяет томскую «Городскую газету», над которой студенты работали четыре года. Ее тираж достигал 60 тысяч экземпляров — это большая цифра для города с населением в полмиллиона человек. Газета рассказывала об урбанистике как науке еще в начале 2010-х . Редакция выступала за современные общественные пространства, приоритет пешехода над автомобилем и предлагала реконструкцию трамвайной системы по примеру европейских столиц. Практиканты отвечали за профессиональную издательскую подготовку – дизайн и редактирование. Архивные выпуски хранятся на официальном сайте: gorgaz.westsib.ru

В прошлом году лаборатория сотрудничала с INTERACT. Это объединение из 89 станций, изучающих Арктику — самая крупная сеть на планете. Совместно с Высшей школой журналистики ТГУ они издали Stories of Arctic Science: interactsciencestories.org. Внутри электронной книги — игры, видео, анимации и инфографика, которые рассказывают об исследованиях INTERACT для широкой аудитории. Книга находится в открытом доступе, создана для учителей, учеников школ и студентов. 

#СТУДFACTCHECK, Нижегородский государственный университет

В 2019-м институт филологии и журналистики ННГУ стал частью EJTA — Европейской ассоциации преподавания журналистики. Она объединяет 80 европейских университетов, которые обучают специалистов по массовым коммуникациям. Ее основной проект — EUFactcheck. Благодаря нему будущие журналисты учатся отсеивать недостоверные факты и определять, насколько информация. Студенты ННГУ проводили исследования вместе со сверстниками из Германии и Италии, а результаты публиковали на сайте EJTA: eufactcheck.eu. С прошлого года университет работает вне ассоциации, но использует ее технологию фактчекинга. 

Проверка фактов занимает от одного до полутора месяцев, а студенты работают в маленьких группах (в среднем — по пять человек). Они анализируют журналистские тексты о политике, естественных науках, уровне жизни в разных странах. В первую очередь проверяются цифры — в них ошибки совершают чаще всего. Их могут занизить, преувеличить или взять с потолка. Студенты анализируют научные статьи, статистику из нескольких источников и привлекают экспертов, которые дают свою оценку. Рассказывает руководитель проекта, доцент кафедры журналистики и заместитель директора по методической работе Людмила Макарова:

«ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА — ВНУШИТЬ СТУДЕНТАМ, ЧТО ЛЮБАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОЛЖНА ПРОВЕРЯТЬСЯ, И ПРОВЕРИТЬ МОЖНО ВСЕ. НУЖНО ПРОСТО ИМЕТЬ ТЕРПЕНИЕ И ЗНАТЬ, КОГО СПРОСИТЬ И КАК СПРОСИТЬ. НАЙТИ ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА И ЗАДАТЬ НУЖНЫЕ ВОПРОСЫ».

После исследования публикации присваивается оценка: от «абсолютной лжи» до «абсолютной правды». Например, статья «Пятая часть выпускников вузов Кореи не может найти работу» оказалась в большей степени правдивой. Участники проекта выяснили, что в стране действительно низкая занятость молодежи, но она может связана не только с перегруженным рынком труда, но и нежеланием выпускников искать работу. Бывают и «непроверяемые» тексты, когда для анализа не хватает источников. 

Со времен сотрудничества с EJTA тексты исследований переводятся на английский. «Мы не хотим терять свою квалификацию — у нас есть ребята с хорошим английским, – говорит Людмила Макарова. – Для них это, в каком-то смысле, тренировка. Кроме того, иностранный язык дает возможность продвигать исследования и работать с другими странами, не только европейскими. Мы готовы к сотрудничеству с Китаем и другими восточным государствами. Такие предложения уже есть».

КЛИНИКА КОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ, Санкт-Петербургский государственный университет 

Клиника коммуникационных проектов работает как коммуникационное агентство: заказчик приходит со своей задачей, и студенты решают ее, параллельно обучаясь на практике и пополняя портфолио. Проект существует два года, сотрудничает с «Газпромом», «Ленфильмом» и «Росэнергоатомом». Так, например, появился спецвыпуск «Вестника ЛАЭС» — корпоративного издания Ленинградской атомной станции. Редакция из 16 студентов собирала номер самостоятельно: разработала концепцию, придумала идеи для статей, брала интервью и комментарии у сотрудников станций, а потом сверстала и оформила получившиеся материалы.  

По оценкам директора Клиники, доцента Высшей школы журналистики СПбГУ Екатерины Шарковой, 70% партнеров проекта — бизнес-структуры. Благодаря сотрудничеству университета с частными агентствами и компаниями появилась, например, «Школа гастрономического PR». Студенты разрабатывали коммуникационные стратегии для семи петербургских ресторанов (например, Charlie и Crevette), параллельно посещая лекции и мастер-классы шеф-поваров, рестораторов и PR-специалистов. Часто партнеры узнают о Клинике от выпускников Высшей школы: они устраиваются в редакции, компании и агентства, а потом возвращаются в университет с идеями для совместной работы. 

Проект развивает выездную практику. Прошлым летом студенты Высшей школы работали в редакциях и на телеканалах Архангельской области: в качестве корреспондентов, пресс-секретарей и СММ-щиков. Многие из них — жители Санкт-Петербурга. Рассказывает Екатерина Шаркова: «Здесь мы говорим не только про профессиональную школу или проектное образование, но и учим студентов любить свою страну и понимать, что Россия — не только Москва и Санкт-Петербург. Что есть замечательные регионы, замечательные города, в которых кипит жизнь, в которых есть какой-то свой уклад, свои традиции и своя история». В планах Клиники — выездная практика в Калининграде, а в мечтах — в Сибири и  на Камчатке.


Иллюстрация на обложке: shutterstock